Что означает петли кратны 2. Вязание деталей изделия

Приветствуем вас, гости дорогие!

— Сегодняшний урок в Школе вязания проведем мы, Ленуся и Николавна, и поговорим мы о том, при вязании спицами. Ведь от того, как правильно мы рассчитаем количество петель , будет зависеть, придется ли впору связанное нами изделие или же «маловато будет» или, наоборот, великовато.

Кроме того, зная, как рассчитывать количество петель , мы сможем любую понравившуюся нам модель вязаной одежды не нашего размера подогнать под себя.

— Ну ты и загнула, Николавна — «любую»… А если это модель для маленькой девочки? или будет идти нам «как корове седло»? 😉

— Это уже крайности, Ленуся. Кто из уважающих себя дам будет подбирать себе фасоны детской или подростковой одежды? Ну а чтобы изделие подходило к нашим пропорциям и формам можно заглянуть за советом .

А я все же продолжу разговор и вы, наконец-то, узнаете,

Как рассчитать количество петель?

Для этого мы должны взять в руки спицы, которыми планируем вязать изделие, нитки для него же, и связать КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ (не менее, а желательно и более 10 см x 10 см) тем узором, которым в дальнейшем будет связано все изделие.

— Да уж, без контрольного образца начинать вязание и не стоит… Помнишь, Николавна, как мне пару раз пришлось распускать огромные площади связанного мной пуловера, потому что они оказались, в первом случае, больше, а во втором — меньше ожидаемого размера…

— Помню — помню, Ленуся! А все это из-за того, что ты всего-навсего поленилась связать контрольный образец !

— Надо намочить его хорошенько (или постирать) и высушить, расправив на плоскости. Если нужно, можно и отпарить, держа утюг в 0,5 — 1 см от поверхности. После этих процедур и полного высыхания образца можно приступать к расчету петель. Делается это так:

  1. Берем линейку и замеряем длину образца, для большей точности не беря в расчет 2-3 петли с каждого края образца (они могут быть деформированы), результат ЗАПИСЫВАЕМ.
  2. Считаем количество петель в отмеренном нами отрезке, — ЗАПИСЫВАЕМ.
  3. Делим число петель на отмеренные сантиметры и узнаем, сколько петель помещается в 1 см.
  4. Полученный результат, не округляя, умножаем на ту длину, которую нужно связать, и получаем необходимое для набора на спицы количество петель.

— А я пропорцию обычно составляю. Например, узнаю, что в 10 см контрольного образца 22 петли . Записываю:

10 см — 22 петли

55 см — x петель;

22 x 55: 10 = 121 петлю надо набрать на спицы.

— Что ж, и так можно, Ленуся. Молодец! 😉

— А высоту образца нужно как-то рассчитывать, Николавна?

— Когда как. Я, например, ее не рассчитываю, просто вяжу изделие на нужную мне высоту.

Если же вы хотите связать изделие как в журнале по вязанию, где обычно указывается плотность вязания горизонтально (в петлях) и вертикально (в рядах), то свой контрольный образец, конечно же, нужно промерить и в высоту. Чтобы плотность вашего образца была максимально приближена к указанной там.

— Николавна, а если я захочу связать свитер не просто или «Путанкой», а используя другие узоры, «косы», например. Для них нужно вязать отдельные контрольные образцы или нет?

— Конечно, нужно. Ведь «косы» имеют свойство как бы сжимать полотно и если в 10 см лицевой глади, к примеру, будет одно количество петель, то в 10 см «кос», связанных теми же спицами, петель будет больше.

Поэтому для каждого узора , используемого в вязании одного изделия, нужно вязать свой контрольный образец .

— И для резинки, с которой обычно начинается любое вязание, тоже?

— Да, Ленуся, причем при измерении образца резинки ее надо слегка растягивать так, как ты хочешь, чтобы она выглядела в готовом виде.

Еще лучше связать образец, состоящий из резинки (или какой-либо другой отделки) и основного узора, чтобы посмотреть, как эти узоры будут смотреться (сочетаться) друг с другом. Ну и, конечно, для того, чтобы решить, надо ли убавлять или прибавлять петли при переходе к основному узору.

— А если надо? Как узнать, сколько прибавить или убавить?

— Сделать это очень просто. Надо наложить один узор на другой и сразу станет видно, какой из них получается шире, а какой уже при вязании одного и того же количества петель, например, 32-х. Петли, оставшиеся «за бортом» подсчитываются, к примеру, это 4 петли.

Делим 32 на 4, получаем 8. Значит, если основной узор шире отделочного (резинки, например) на 4 петли, то во вспомогательном (изнаночном) ряду каждую 8-ю и 9-ю петли надо провязать вместе изнаночной петлей. И только после этого начинать вязать первый ряд основного узора.

Если же отделочный узор (например, платочная вязка) получается шире основного («кос», к примеру) на 4 петли, то после каждой 8-й петли во вспомогательном изнаночном ряду следует прибавить по 1-й петле, а затем переходить к вязанию основного узора.

Бывает, что узоры (отделочный и основной) одинаковые по ширине, тогда никаких убавлений или прибавлений петель делать не нужно.

Ну, вот вроде и все, что я хотела рассказать о том, как рассчитать количество петель , чтобы не промахнуться с размером.

— Спасибо, Николавна! Теперь, думаю, ни у кого из прочитавших этот пост не возникнет вопроса, как рассчитать количество петель при вязании спицами.

— А если даже и возникнет, Ленуся, я всегда буду рада помочь!

Пишите, дорогие, делитесь своими методами расчета петель. Всем будет очень интересно узнать лично Ваше мнение. 😉

С уважением, Ленуся и Николавна.

Вопрос

Здравствуйте! У меня вопрос. В журнале «Сабрина. Вязание для детей» №06 2013 г. на стр. 18 пуловер с жаккардовым узором для размера 98/104 для спинки набрать 68 петель и вязать узором с косами. Узор на схеме из 9 петель. Не получается разместить симметрично. Спасибо. Ответ

Наталья, здравствуйте.

Вы верно заметили, что узор необходимо разместить симметрично. Всего 68 п.= 2 кром. + (7х9 п. раппорта = 63 п.) + первые 3 п. раппорта как раз для симметрии. Поскольку перед вяжем так же как спинку, эти самые 3 п. отлично видны у левого (на фото модели) края (от которого затем набираем петли для рукава) после последней косы.

Вопрос

День добрый, Ирина Николаевна. На одном из форумов столкнулась с вопросом по схеме детского пуловера «Пуловер цвета мяты с застежкой на спинке» из журнала «Сабрина Baby» №01 2001 г. То ли ошибка в описании, то ли все 10 человек, которые пытались связать этот узор, не понимают в чем дело. Но не выходит узор. Помогите с объяснением, пожалуйста. Спасибо. Ответ

Здравствуйте, Александра!

Я несколько изменила присланную Вами схему узора, сохранив размеры раппорта: 10 п. на 20 р. На новой схеме приведены как лиц., так и изн. ряды. Первая, вполне очевидная ошибка первоначальной схемы - сдвиг петель относительно шахматного порядка расположения ромбов, хорошо видного на фотографии. Вторая неточность касается количества рядов, в которых петли переснимаются. Ромбы получаются более выпуклыми и выразительными, когда петли снимаются без провязывания на протяжении не 4-х, а 6-ти рядов (причём как лицевых, так и изнаночных - в инструкции этот момент, к сожалению, не обговаривается). По этой причине 1 п. в прокол выполняется на 6 р. ниже соответствующей петли на левой спице. Изн. петля, которую я включила в схему, служит ориентиром и помогает без труда найти нужный ряд, из которого надо вывязать лиц. петлю в прокол. По Вашему желанию её вполне можно заменить на лицевую! (В данном случае - это небольшое отступление от оригинала на фотографии модели).

Вопрос

Здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться, журнал «Susanna-вязание» №09 2013 модель12 (жакет). Не получаются «ажурные ряды». Что значит (число петель кратно 4+3,2 ряда) и далее идет описание, но ажур не получается. Как-то не хватает петель, или я что-то не понимаю, или ошибка в описании. Спасибо за помощь. Ответ

Здравствуйте, Марта!

Описание ажурных рядов к этой модели, в принципе, дано верно, за исключением числа добавочных петель. «Число петель кратно 4+3, 2 ряда » означает, что общее число петель, которое Вы должны набрать, чтобы выполнить данный узор, должно делиться на 4 (это число петель раппорта, в инструкции: повторять от * до *) плюс ещё 3 петли. 2 ряда - это общее число рядов раппорта, т.е. его размер по вертикали. Однако до и после чередования петель раппорта в 1-м р. узора есть по 3 п., в сумме = 6, значит общее число петель для ажурных рядов должно делиться на 4+2 добавочных петли. Таким образом, набираем: 4 п. раппорта, (умноженные на необходимое число повторов) + 2 добавочные п. + 2 кром. п. Т.е. общее число п. кратно 4. Соответственно нужно будет немного скорректировать набираемое по инструкции число петель для спинки и полочек, чтобы после выполнения складок получить необходимую цифру.

«Снять 2 п. как изнаночные, не провязывая », означает, что Вы вводите правую спицу в 2 п. на левой спице справа налево, (как для провязывания изн. петли), и просто переводите их на правую спицу. Рабочая нить находится при этом сзади, с изн. стороны работы. Следующие 2 п. на левой спице нужно провязать вместе лицевой - получается 1 петля вместо 2-х. Затем эту новую петлю нужно протянуть через предыдущие 2 снятые петли: для этого левой спицей аккуратно подхватите эти петли и переместите их назад - при этом провязанная петля оказывается между ними. Теперь сбросьте снятые петли (они фактически одеваются поверх провязанной) - теперь у Вас осталась 1 п. вместо первоначальных 4-х. Эту операцию повторяйте до тех пор, пока на левой спице не останется 3 п. (+ кром.): 2 п. провяжите протяжкой (обратите внимание, что здесь 1-я п. снимается как лицевая, т.е. правая спица вводится в петлю на левой спице слева направо), а последнюю петлю перед кром. - лицевой.

После выполнения 1-го ряда общее кол-во петель уменьшилось: ведь в каждом раппорте Вы сократили по 3 п. Кроме того, в начале ряда 2 п. провязаны вместе лиц., а в конце ряда - выполнена протяжка, значит сокращено ещё 2 п. Во 2-м р. из 2 накидов (по факту это одна большая петля) Вы вывязываете 3 новые п. - таким образом, в каждом раппорте восстановилось прежнее число петель. В последние 2 накида в ряду Вы вяжете только 2 новые п.: так Вы компенсируете убавление петель в начале и в конце предыдущего р.

Как в строительстве, от правильно заложенного фундамента зависит надёжность и долговечность здания, так в искусстве вязания от правильно сделанного расчёта петель зависит эстетическое качество вязаного изделия. Кроме того, правильный расчет поможет связать любое изделие точно по выкройке и избавит вас от ошибок.

Расчёт петель и рядов вязаного полотна производится по контрольному образцу .

Контрольный образец вяжется теми же самыми и той же пряжей, что и всё изделие. Набрав на спицы 20-30 (или столько, сколько указано в раппорте, плюс 2 кромочные), вяжите 4-5 см (при желании можно связать 10-12 см) основным узором модели, то есть тем, который больше всего используется в работе.

Следует учесть, что в некоторых изделиях используется не один узор. Поэтому надо обязательно на образце связать все узоры, чтобы заранее увидеть, как они будут сочетаться между собой. Например, количество петель может быть одинаково, а ширина платочной вязки будет шире чулочной, а английская резинка – ещё шире, даже платочной. Поэтому, при переходе на другую вязку следует либо убавить петли через равные промежутки, либо наоборот, прибавить.

Затем, придав образцу прямоугольной формы, слегка растяните его и наколите на мягкую подстилку изнанкой вверх. Образец, связанный чулочной или ажурной вязкой, прогладьте предварительно через влажную ткань, не придавливая утюгом! Если же образец связан рельефным узором, то, накрыв его влажной тканью, лишь отпарьте его, едва касаясь утюгом поверхности.

Когда образец высохнет, рассчитываем по нём плотность связанного полотна по горизонтали и по вертикали, как показано на рисунке.

Плотность вязания спицами по горизонтали

Плотность по горизонтали – это число петель в 1 см вязаного полотна. Измерив контрольный образец по ширине и зная число петель в нём, определяем плотность по горизонтали:

Пг = Количество петель образца: Ширина образца, см

Плотность вязания спицами по вертикали

Плотность по вертикали – это число рядов петель в 1 см вязаного полотна. Замерив высоту контрольного образца, рассчитываем количество рядов в нём и определяем плотность по вертикали:

Пв = Количество рядов образца: Высота образца, см

Чаще всего Пг и Пв – дробные числа. Их нельзя округлять до целого числа, потому что это приведёт к ошибке во время расчета петель и рядов.

Расчет петель вязаного полотна

Умножив величину Пг на ширину выкройки будущей модели, получаем количество петель для начала работы. Оно должно делиться на раппорт узора, которым будет выполнена модель.

Чтобы определить количество петель на любом другом участке, его ширину в сантиметрах следует умножить на величину Пг .

Расчет рядов вязаного полотна

Для вывязывания горловины или скоса плеча необходимо определить количество рядов по высоте определённого участка выкройки. Оно будет равно высоте участка в сантиметрах, умноженных на Пв .

Еще в большей степени, чем на сайтах, посвященных вязанию спицами, в ресурсах по вязанию крючком используются условные знаки. Они облетают понимание и дальнейшее выполнение узоров. Так же, как и в вязании спицами, узор, записанный условными знаками, называется схемой. При описании узоров, связанных крючком, схемы употребляются чаще, чем текст. Это и понятно - изображенные схематически узоры настолько наглядны, что зачастую можно обойтись и без фотографии образца или изделия.
Вязать по схеме очень легко, нужно только внимательно следить за начертанием и расположением условных обозначений. Как и в вязании спицами, каждая петля и столбик здесь имеют свой определенный значок. Hо поскольку изданий, печатающих на своих страницах подобные схемы, великое множество, а общей системы обозначений для всех их нет, Вам могут встречаться различные значки, обозначающие один и тот же прием. Но разобраться в этом многообразии несложно - большинство обозначений зрительно напоминают обозначенные ими петлю, столбик или их группы. Посмотрите на рисунок 9.19. - на нем показаны условные обозначения, которые даны в схемах к образцам узоров в этой книге: 1 - воздушная петля; 2 - петля подъема (поворота); 3 - столбик без накида; 4 - столбик с накидом; 5 - столбик с накидом в 2 приема; 6.- столбик с 2-мя накидами; 7 - столбик с 3-мя накидами; 8 - бугорок (количество черточек внутри знака соответствует количеству накидов); 9 - пико, или колечко (цепочка из 3-5 воздушных петель); 10 - несколько столбиков с накидом в 1 петлю (ракушка); 11 - столбики с одной обшей вершиной, 12 - место соединения мотивов, 13 - полуколечко.

Вяжите по схеме снизу вверх, если вязание будет идти прямыми и обратными рядами, и от центра к краям, если вяжете изделие по кругу. Кроме того, на схемах стрелочками показано направление вязания рядов, а на большинстве схем проставлена их нумерация. При неоднократном повторении какой-то определенной части узора, которая конечно же (как и в спицах) называется раппортом, нет смысла изображать схематично все изделие. Поэтому на большинстве схем лается какая-либо характерная часть: 1 раппорт, 1/2 часть, 1/3 часть и т. п. Иногда достаточно одной схемы (без описания и рекомендаций), чтобы понять, как связать то или иное изделие.
Описание узора изделия в виде текста не так наглядно, но некоторые вязальщицы предпочитают именно его. Поскольку текстовые описания занимают много места, в них также принята определенная символика, выраженная сокращениями слов. В текстах, предлагаемых Вам ниже, имеется ряд сокращений: п. - петля, п. под. - петля подъема, в.п. - воздушная петля, пет. - полустолбик, ст. - столбик, лиц. ст. -лицевой столбик, изн. ст. - изнаночный столбик, * - звездочка, обозначающая границы раппорта.
На схемах и в описаниях узоров указывается также количество петель начальной воздушной цепочки и, если необходимо, кратность петель. Кратность - это количество петель цепочки в одном раппорте узора. Раппорт - повторяющаяся часть узора на протяжении всего ряда. Описывается выполнение узора по рядам: 1-й ряд, 2-й ряд и т.д. Иногда при вязании по кругу вместо слова «ряд» употребляется слово «круг». В текстовом описании каждого ряда в начале идут петли подъема или поворота. Запись вязания до звездочки вяжется только в начале ряда. Между звездочками *…* - это раппорт узора, он повторяется несколько раз в ряду. Комбинация, записанная после 2-й звездочки, вяжется только в конце ряда.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ (ДЛЯ ПРЕДЫДУШУЩЕЙ ЗАПИСИ)
Овладев основными приемами вязания, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воздушных петель. Используя 2, 3 и более приемов вязания в одном узоре, можно получить разнообразные мотивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов.и др.
Для выполнения образцов необходимо связать цепочку из воздушных петель (для вязания используйте короткий крючок), которая будет служить основанием для выполнения узора. Чтобы Вам было легче освоить первые шаги в вязании крючком, в записи упражнений сокращения отсутствуют. Это позволит Вам не отвлекаться от тщательного выполнения узоров. Кстати, никто не мешает Вам, отрабатывая данные приемы, в результате своих трудов получить оригинальную тесьму, связанную крючком - любой их приведенных здесь узоров подойдет для
этого.
Узор 1. Связав цепочку произвольной длины, выполните столбик без накида на 6-й петле основания (цепочки), затем 2 воздушные петли и столбик без накида на 3-й петле основания, считая от 1-го столбика. Так вяжите до конца цепочки (рис. 9.20, а).
Узор 2. На 5-й петле основания сделайте 2 столбика, 6-ю петлю пропустите, а на 7-й снова свяжите 2 столбика, и так до конца цепочки (рис. 9.20, б).
Узор 3. Начинайте вязать на 5-й петле цепочки, на которой вывяжите 5 столбиков. Получается фигура, похожая на ракушку (этот узор так и называется). Между ракушками пропустите по 4 петли цепочки (рис. 9.20, в).
Узор 4. На 5-й петле цепочки выполните 2 столбика с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустив в основании 1 Петлю, на 2-й свяжите столбик без накида. Снова пропустите петлю в цепочке и свяжите 2 столбика, 2 воздушные петли и 2 столбика на одной петле основания (рис. 9.20, г).
Узор 5. На 1-й петле основания свяжите 3 столбика с накидом, а между столбиками - по воздушной петле (это лапка). Между лапками воздушную петлю не провязывайте, а на основании пропускайте по 3 петли цепочки (рис. 9.20, д).
Узор 6. 1-й столбик с накидом сделайте на 5-й петле основания. Связав цепочку из 2-х воздушных петель, выполните 2-й столбик с накидом на той же петле основания. Пропустите 2 петли цепочки, на 3-й свяжите 2 столбика и по 2 воздушные петли между ними, получите рогатку (рис. 9.20, е).
Узор 7. На 3-й петле основания свяжите столбик без накида, на 4-й - полустолбик с накидом, на 5-й - столбик с накидом, на 6-й - столбик с 2-мя накидами. Далее столбики выполняйте в обратном порядке (рис. 9.20, ж).
Узор. 8. На 3-Й петле основания сделайте 1-й столбик без накида, на 4-й - также столбик без накида, 3 воздушные петли (полуколечко) и 2-й столбик (все в одну петлю). Пропустив петлю в основании, на 2-й свяжите снова столбик без накида, а на 3-й петле - столбик без накида, цепочку из 3-х воздушных петель и 2-й столбик без накида (полуколечко). И так до конца цепочки (рис. 9.20, з).
Узор 9. Выполнив 2 столбика без накида на 3-й и 4-й петлях основания, свяжите цепочку из 3-х воздушных петель (рис. 9.20, и). Затем введите крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), и протащите под ними рабочую нитку (рис. 9.20, к). 2 петли, находящиеся на крючке, провяжите. Далее сделайте 3 столбика без накида на 3-х петлях основания и колечко из 3-х воздушных петель и т. д.