Лекции по физике для малышей. Программа занятий в кружке «Физика для малышей

Приближаются весенние каникулы, и многие родители задумываются: чем занять детей? Домашние опыты по физике — например, из книги «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» — отличное времяпрепровождение для младших школьников. Особенно если в результате получается такая полезная вещь, как духовое ружье, и становятся понятнее законы пневматики.

Сарбакан — духовое ружьё

Воздух широко применяется в различных современных технических устройствах. С его помощью работают пылесосы, им накачивают шины автомобилей, а также используют в духовых ружьях вместо пороха.

Духовое ружьё, или сарбакан, —это древнее оружие для охоты, которое иногда использовали и в военных целях. Оно представляет собой трубку длиной 2-2,5 метра, из которой под действием воздуха, выдыхаемого стрелком, выбрасываются миниатюрные стрелы. В Южной Америке, на островах Индонезии и в некоторых других местах сарбакан для охоты используют до сих пор. Миниатюру такого духового ружья ты можешь изготовить самостоятельно.

Что потребуется:

  • пластмассовая, металлическая или стеклянная трубка;
  • иголки или швейные булавки;
  • рисовальные или малярные кисти;
  • изолента;
  • ножницы и нитки;
  • мелкие перья;
  • поролон;
  • спички.

Опыт. Корпусом для сарбакана послужит пластмассовая, металлическая или стеклянная трубка длиной 20-40 сантиметров и внутренним диаметром 10-15 миллиметров. Подходящую трубку можно изготовить из третьего колена телескопической удочки или лыжной палки. Трубку можно свернуть из листа плотной бумаги, обмотав снаружи для прочности изолентой.

Теперь одним из способов нужно изготовить стрелы.

Первый способ. Возьми пучок волос, например, от рисовальной или малярной кисти, с одного края туго свяжи ниткой. Затем вставь в полученный узелок иголку или булавку. Закрепи конструкцию, обмотав изолентой.

Второй способ. Вместо волос можно использовать мелкие перья, например такие, которыми набивают подушки. Возьми несколько перьев и примотай их остевые концы изолентой непосредственно к иголке. С помощью ножниц обрежь края перьев по диаметру трубки.

Третий способ. Стрелу можно изготовить с древком из спички, а «оперение» —из поролона. Для этого по центру поролонового кубика размерами 15-20 миллиметров воткни конец спички. Затем привяжи поролон к спичечному древку за краешек. С помощью ножниц придай кусочку поролона форму конуса с диаметром, равным внутреннему диаметру трубки сарбакана. К противоположному концу спички изолентой примотай иголку или булавку.

Вложи стрелу в трубку остриём вперёд, приложи трубку к сомкнутым губам, и разомкнув губы, резко дунь.

Результат. Стрела вылетит из трубки и пролетит 4-5 метров. Если взять трубку длиннее, то, немного потренировавшись и подобрав оптимальный размер и массу стрел, ты сможешь попадать в цель с расстояния в 10-15 метров.

Объяснение. Выдуваемый тобой воздух вынужден выходить через узкий канал трубки. При этом скорость его движения сильно возрастает. А поскольку в трубке находится стрела, препятствующая свободному движению воздуха, он ещё и сжимается — в нём накапливается энергия. Сжатие и ускоренное движение воздуха разгоняют стрелу и сообщают ей кинетическую энергию, достаточную для полёта на некоторое расстояние. Однако за счёт трения о воздух энергия летящей стрелы постепенно расходуется, и она полает.

Пневматический подъёмник

Тебе, несомненно, приходилось лежать на надувном матрасе. Воздух, которым он наполнен, сжат и легко держит твой вес. Сжатый воздух обладает большой внутренней энергией и оказывает давление на окружающие предметы. Любой инженер скажет, что воздух — это прекрасный работник. С его помощью работают транспортёры, прессы, грузоподъёмные и многие другие машины. Их называют пневматическими. Это слово происходит от древнегреческого «пневмотикос» — «надутый воздухом». Проверить силу сжатого воздухо и смастерить простейший пневматический подъёмник ты можешь из простых подручных предметов.

Что потребуется:

  • плотный полиэтиленовый пакет;
  • две-три тяжёлые книги.

Опыт. Поставь на стол две-три тяжёлые книги, например в форме буквы «Т», как показано на рисунке. Попробуй дунуть на них, чтобы они упали или перевернулись. Сколько ни старайся, вряд ли у тебя это получится. Однако силы твоего дыхания всё же достаточно, чтобы решить эту сложную, на первый взгляд, задачу. На помощь надо призвать пневматику. Для этого воздух дыхания надо «поймать» и «запереть», то есть сделать его сжатым.

Положи под книги пакет из плотного полиэтилена (он обязательно должен быть целым). Прижми рукой открытый конец пакета ко рту и начни дуть. Не спеши, дуй медленно, ведь воздух никуда не денется из пакета. Наблюдай, что происходит.

Результат. Пакет будет постепенно раздуваться, поднимдть книги всё выше и выше и, наконец, опрокинет их.

Объяснение. Когда воздух сжимается, количество его частиц (молекул) в единице объёма возрастает. Молекулы чаще ударяют о стенки объёма, в котором он сжат (в данном случае — пакета). Это значит, что давление со стороны воздуха на стенки возрастает, причём тем больше, чем сильнее воздух сжат. Давление выражается силой, приложенной к единице площади стенки. И в данном случде сила давления воздуха на стенки пакета становится больше, чем сила тяжести, действующая на книги, и книги поднимаются.

Комментировать статью "Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика"

Книги по физике для малышей. Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Класса с шестого отец давал читать всякие книжки по занимательной физике. Причем интересно в нем как детям так и взрослым.

Пневматика. Домашние опыты по физике - например, из книги « Опыты Тома Тита. Класса с шестого отец давал читать всякие книжки по занимательной Домашние опыты: физика и химия для детей 6-10 лет. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

Занимательная физика: опыты для детей в домашних условиях. Опыт. По опыту - маленькие дети не пробуют никаких трюков. У меня старшая давно (лет в 5) на аттракционах прыгала на батуте (не на надувном) Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика.

А про физику расскажите?. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. С помощью этого эксперимента можно объяснить ребенку явление атмосферного давления.

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. занимательные опыты по физике в домашних условиях. федеральная программа эко.

Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Домашние опыты: духовое ружье и пневматический подъемник. Версия для печати. 4,4 5 (28 оценок) Оценить статью.

Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Опыты по физике: Физика в опытах и экспериментах [ссылка-3] Крутые эксперименты и разоблачения Игорь Белецкий [ссылка- 10 ] Опыты для любознательных школьников [ссылка-1] Строение вещества и Кафнер...

Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Я уже писала, про остывающую бутылку, которая заглатывает воздушный шарик. То же самое можно проделать со свареным яйцом:) И в том и в другом случае нужна стеклянная Оценки отличные, а знаний нет.

Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Домашние опыты по физике - например, из книги « Опыты Тома Тита. Класса с шестого отец давал читать всякие книжки по занимательной физике. Причем интересно в нем как детям так и взрослым. Вот и мы решили...

Домашние опыты: физика и химия для детей 6-10 лет. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. Химия для младших школьников.

Опыты по химии и физике. Естественные науки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Подскажите, пожайлуста, ссылку для мальчика 3,6 лет первые опыты /занятия по химии и физике. Спасибо заранее.

Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов. Домашние опыты по химии с детьми: как сделать клей своими руками дома. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

Игротека "Веселая физика ". Праздники, отдых. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика.

Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. Опыты по физике: Физика в опытах и Для старших школьников хороша "Общая химия" Глинки, а вот малышам... Мой с 9 лет Я думаю, что про атомы и электроны можно рассказывать детям с бОльшей осторожностью...

Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. Пневматика. Домашние опыты по физике - например, из книги « Опыты Тома Тита. Сжатый воздух обладает большой внутренней энергией и оказывает давление на окружающие предметы.

Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика. Домашние опыты по физике - например, из книги « Опыты Тома Тита. а потом погрузить эту ложку в стакан с водой, ложка вдруг заблестит серебром Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

Опыт по физике для детей: как доказать вращение Земли. Прошел 1543 (маткласс) + 57 (маткласс) + физические выездные школы (у Лукьянова) Если не знать, что в банках разная вода, можно подавать это как Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

Химические опыты дома. Прочитала внизу о химии дома и решила добавить несколько домашних опытов. Если интересно могу написать еще несколько опытов по химии и физике. Опыты с детьми в домашних условиях. Занимательные эксперименты с детьми.

Опыты по физике: Физика в опытах и Для старших школьников хороша "Общая химия" Глинки, а вот малышам... Мой с 9 лет Я думаю, что про атомы и электроны можно рассказывать детям с бОльшей осторожностью, чем про Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика.

Добрый день, уважаемые родители! Вы наверняка знаете, что по физическим законам устроен весь мир, и мы, сами того не замечая, каждый день встречаемся с их проявлениями. Малыш уже забрасывает вас сотнями вопросов об окружающем мире? Занимательная физика для детей - ваша палочка-выручалочка, с которой важно познакомить ребёнка на пике его заинтересованности. Тогда этот предмет в будущем никогда не станет скучным и трудным для ребёнка.

Мы расскажем вам о том, что такое физика глазами ребёнка, что она даёт малышу и как ответить на самые каверзные вопросы. Также мы развеем миф о том, что это очень сложная и непонятная наука.

Что даёт физика детям?

Знакомясь с законами природы с ранних лет, малыш сможет:

  • удовлетворить свою безграничную любознательность;
  • расширить кругозор;
  • понять закономерность и логичность природных явлений;
  • получить базовые знания для дальнейшего развития своих способностей;
  • любить предмет «физика» в школе или хотя бы не считать его слишком сложным.

Малыш и физика: знакомство неизбежно

Видя много интересного вокруг, ребёнок стремится удовлетворить свою любознательность. Часто дети дошкольного возраста задают подобные вопросы:

  • «Что такое радуга?» Объясните крохе, что после дождя в воздухе остаются мелкие капельки воды. Солнечные лучи, которые проходят сквозь них, разделяют белый цвет лучиков на 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
  • «Почему самолёт не падает?» Расскажите, что самолёт летит, потому что у него есть крылья, как у птиц. Также у него есть двигатель, который создаёт сильный ветер. А ветер толкает самолёт вперёд. Покажите на примере бумажного самолётика: чем сильнее вы его толкнёте, тем дальше он сможет пролететь.
  • «Почему вода превратилась в лёд?» Расскажите малышу, что вода может превращаться в пар и в лёд. Всё зависит от того, жарко ей или холодно. Если вы поместите ложку в струю пара, исходящую из носика кипящего чайника, то малыш увидит на ней капельки воды. Он убедится, что это одно и то же вещество. Наберите воду в небольшой лоток, а лучше поместите туда маленькую игрушку и поставьте в морозилку. Во время купания достаньте ледяной кубик и дайте малышу. Скажите, что водичке было так холодно, что она сжалась и стала твёрдой. А чтобы она стала прежней, её снова нужно согреть. Пусть ребёнок опустит лёд в тёплую ванну и убедится в этом.
  • «Почему яблоко упало, а не улетело в небо?» Объясните, что наша планета Земля обладает волшебной силой. Она притягивает к себе всё, что на ней находится: и людей, и дома, и машины, и любые другие предметы. Если бросить мяч высоко-высоко, то Земля всё равно притянет его обратно.
  • «Почему мы слышим эхо?» Потому что звук - это невидимая волна. Она распространяется по воздуху. Если на её пути встречается преграда, то волна ударяется об неё и возвращается обратно. Поэтому мы слышим звук, который не произносили.
  • «Почему бумажный кораблик не тонет, а монетка тонет?» Потому что все предметы и вещества состоят из маленьких частиц - молекул. Если молекулы находятся близко друг ко другу, то предмет обладает большей плотностью, а если молекулы находятся дальше друг от друга - то плотность будет меньше. Плотность воды больше плотности бумаги, поэтому вода удерживает кораблик на своей поверхности. С монеткой - всё наоборот.
  • «Почему вода тушит огонь?» Потому что для горения нужен воздух, а вода перекрывает доступ воздуха к горящему предмету. Вода от соприкосновения с горячим предметом быстро нагревается и превращается в пар. Она забирает тепло у огня, тем самым лишая его силы. Также можно потушить огонь и при помощи песка.

Мы слышим ещё сотни и тысячи подобных вопросов. Это означает, что стремления ребёнка познавать физические законы естественны и неизбежны.

Как поддерживать интерес?

Физика - это та наука, которая сама заинтересует малыша, ведь она повсюду. Нам остаётся только поддерживать его любопытство и познакомить поближе. Как это сделать?

Расскажите малышу, что физика - это:

  • Наука, которая привлекала множество учёных по всему миру на протяжении многих лет. Благодаря их открытиям, мы, люди, совершили самые разные чудеса, которые ещё совсем недавно казались настоящей фантастикой. Машины и корабли, самолёты и компьютеры, мобильная связь и интернет - всё это и многое другое изобрели благодаря физике.
  • Самая главная наука. На ней основываются многие другие науки: химия, биология, психология и другие. Физика изучает свойства твёрдых тел, жидкостей и паров для того, чтобы люди могли использовать их себе во благо.
  • Наука о природе. Ты - тоже частичка этого мира. Хочешь знать больше о себе и среде, в которой ты живёшь?

Не переживайте, если не помните физических законов или не знаете, как рассказать о них малышу в доступной форме. Есть масса литературы для детей, которая на понятном языке объясняет основные понятия физики:

  • Я. Перельман «Занимательная физика». Для детей от 6 лет.
  • Л. Сикорук «Физика для малышей». Для детей 5–8 лет.
  • Д. Маколи «Как всё устроено». Для детей от 6 до 12 лет.
  • Е. Качур. «Увлекательная физика» Для детей 5–8 лет.
  • А. Никонов «Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям». Для учеников младших и средних классов.

Не дожидайтесь, пока ваш ученик принесёт со школы учебник физики. Познакомьте его с этой наукой раньше в непринуждённой обстановке. Познавательные мультфильмы помогут вам в этом:

  • «Фиксики»;
  • «Физика для самых маленьких»;
  • «Здравствуй, атом!».

Понимать физику - значит понимать саму жизнь

Итак, долой стереотипы о том, что физика может покориться только единицам. Давайте ответим кратко, как же привить интерес малыша к этой науке:

  • Отвечайте на все вопросы об окружающей среде понятным языком. Если вы не готовы ответить прямо сейчас, скажите об этом крохе и найдите время на поиски ответа.
  • Не бойтесь понятий «молекула», «атом», «вес», «масса», «сила трения» и так далее.
  • Расскажите малышу, что ещё совсем недавно люди жили без телефонов, компьютеров и других достижений цивилизации. Всё это стало возможным благодаря учёным, которые много трудились над сенсационными открытиями в области физики.
  • Читайте специальную литературу, смотрите с ребёнком познавательные мультфильмы и видео.
  • Подкрепляйте свои беседы увлекательными .

Мы верим, что даже если вы не любили физику в школе, то сможете поменять своё отношение к этой науке и заинтересовать своего ребёнка. Желаем вам удачи в этом деле, и до новых встреч!

Программа занятий в кружке «Физика для малышей»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Исполнитель: воспитатель МАДОУ №59

г. Кушва

2013 г .

Пояснительная записка.

Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность , протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.

Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного , во всех видах деятельности.

Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Определила цель:

Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования, и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией.

Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая май. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией. Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Предметно - информационная

Деятельно - коммуникативная

Ценностно - ориентированная

Сентябрь - ноябрь

Вода

Способствовать

накоплению у

детей конкретных

представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.)

Делать выводы на основе

полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного

состояния воды под воздействием температуры

Уметь проводить и

объяснять опыты в ходе

которых, выявляются свойства воды. Уметь

выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать

Понятно для окружающих

выражать свои мысли

Декабрь - февраль

Магнетизм

Познакомить

понятиями

«магнит»,

«магнетизм»

Способствовать

накоплению у детей

конкретных представлений о

магните и его свойствах:

притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п.)

Учить самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта с

магнитом. Учить определять

какие предметы притягиваются к магниту

Учить пользоваться

полученной информацией

Март - май

Электричество

Познакомить детей

с понятием

«электричество»,

«электрический

ток», «статическое электричество»

Сформировать у детей

представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества

Уметь устанавливать

причину возникновения

статического электричества,

собирать простейшую

электрическую цепь

Знать меры

безопасного

взаимодействия с

электричеством

Занятия в кружке « Физика для малышей» (старший дошкольный возраст)

Не регламентированная деятельность

Диагностика

Вода

Занятие «Какая она вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: льётся, течёт, прозрачная, некоторые вещества в ней растворяются, закипает при температуре 100 , замерзает при 0

Работа в опытно - экспериментальной лаборатории

« Три состояния воды»

Цель: объяснить изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры

Занятие – путешествие «Путешествие «капельки» в природе»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Итоговое занятие, КВН

Цель: обобщить полученные знания о свойствах воды

Тематическая выставка в уголке книги по теме «Вода»

Изготовление необходимого оборудования для проведения опытов с детьми и родителями (цветные льдинки, водяная карусель)

Наблюдения и опыты со снегом, водой, льдом на участке детского сада.

Чтение литературы познавательного содержания с последующим обсуждением

С водой, снегом, льдом.

Цель: выявить место исследовательской

деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.

Магнетизм

Практическое занятие «Мы фокусники»

Цель: научить детей выделять предметы взаимодействующие с магнитом.

Изготовление магнитного театра по сказке «Колобок».

Цель: объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картин.

Чтение литературы познавательного содержания: Сикорук для малышей, Дитрих А.

Заготовки сказочных персонажей для театра на магнитах

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Изготовление театра на магнитах

Электричество

Занятие « Невидимый работник»

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»

Лабораторная работа «Волшебники»

Цель; установить причину возникновения статического электричества, выявить взаимодействие двух наэлектризованных тел

Практическое занятие «Почему светится лампочка»

Цель: помочь детям понять принцип работы электроприборов

КВН «В мире электричества»

Цель: обобщить полученные знания по данной теме.

Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество – друг, электричество – враг», «Это надо знать»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов.

Дата

Тема

Качественные составляющие образованности

Предметно-

информационная

Деятельно- коммуникативная

Ценностно-

ориентированная

Сентябрь

Стекло

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений

о признаках и свойствах

Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла

Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла

Понятно для окружающих

выражать свои мысли. Знать меры безопасного

взаимодействия со

Октябрь - ноябрь

Металл

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла

Уметь рассуждать, сравнивать результаты

проверок, наблюдать

Уметь выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать выводы.

Учить пользоваться

полученной

информацией

Декабрь - январь

Пластмасса

Познакомить детей со свойствами пластмассы

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе

Учить самостоятельно делать

выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь

обследовать предметы с

разных сторон, выявлять зависимости

Развивать дружеские

Февраль - март

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева

Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева

Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний

Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи

Апрель - май

Бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги

Учить самостоятельно делать выводы на основе практических действий с бумагой

Развивать чувство взаимовыручки

Рукотворный мир.

Тема

Регламентированная деятельность

Не регламентированные

Диагностика

Стекло

Занятие « Прозрачное чудо»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами стекла (твердость, хрупкость, структура поверхности)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин стеклянных предметов»

Цель; создать условия для расширения представлений детей о свойствах и качествах стекла, воспитывать аккуратность при работе со стеклом

Тематическая выставка в уголке экспериментирования« Прозрачное чудо»

Изготовление родителями и детьми необходимых приборов для проведения опытов

Наблюдения и опыты со стеклом

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «Радости и огорчения»

Металл

Сюжетно – ролевая игра «На выставке металлов»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами металла (структура поверхности, твердость, прочность), развивать речь детей, активизируя их словарь

Занятие «Откуда пришел металл»

Цель; познакомить детей с металлургическими предприятиями города, продолжать развивать познавательную активность детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Город мастеров»

Дидактическая игра «А ну – ка отгадай»

Наблюдения и опыты с металлом

Экскурсии; к шахте «Южная», в музей по теме «Наш карьер»

Методика «маленький исследователь»

Выставка детских рисунков по данной теме.

Пластмасса

Занятие – путешествие по теме «Пластмассовая сказка»

Цель; способствовать усвоению детьми представлений о свойствах и качествах пластмассы, развивать умение обследовать предметы

Сюжетно – ролевая игра Магазин пластмассовых игрушек»

Цель; формировать у детей представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности

Цель; закрепить имеющиеся у детей знания о свойствах и качествах стекла, металла, пластмассы, развивать умение договариваться с другом для решения общей задачи, обогащать словарь детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Виды пластмасс»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов с пластмассой

Выставка детских рисунков

«Моя любимая пластмассовая игрушка»

Дерево

Занятие – путешествие «Приключения Буратино»

Цель; актуализировать знания детей о свойствах и качествах дерева, развивать умение обследовать предметы, воспитывать желание помочь другим

Музыкальная гостиная «В гости к матрешкам»

Цель; способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах дерева, поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов и экспериментов с деревом

Тематическая выставка в экспериментальном уголке

Дидактическая игра «Тонет, не тонет»

Выставка детских рисунков на тему «Матрешка»

Методика «Радости и огорчения»

Цель; выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников

Бумага

Занятие – путешествие «Бумажное царство»

Цель; формировать представления у детей о свойствах и качествах бумаги, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей

Мастерская «Мастерилки»

Цель; показать детям как из бумаги можно изготовить различные игрушки: развивать аккуратность при работе с бумагой

Итоговое занятие «В гостях у Незнайки»

Цель; расширить имеющиеся знания детей о качествах и свойствах бумаги, дерева: развивать умение детей планировать свою деятельность

Тематическая выставка в уголке экспериментирования «Мир бумаги»

Дидактическая игра «Попробуй угадай»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Открытие мастерской, где будут изготавливаться;

«Дом, в котором я живу»

«Шапочка от солнца»

«Кораблик для путешествий»

«Автомобиль будущего»

Выставка детских работ из бумаги

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка

Посещая факультативные занятия « Физика для малышей дети знают, что

Вода

Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи. Для здоровья человеку

необходима чистая вода.

Значение воды для жизни растений, животных, человека. Знают о том, что вода в наши дома поступает из Туринского водохранилища . Народнохозяйственное значение воды.

Электричество

Знают меры безопасного поведения с электроприборами.

Знакомятся с работой электростанции - это источник тока, поступающего в наши дома. Источником электричества, поступающего в наши дома является Н. Туринская ГЭС.

Стекло

Знают меры безопасного обращения со стеклом.

Металл

Знают о предприятиях города (КЗПВ, Волковский рудник, шахта « Северная») которые занимаются добычей и переработкой руды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд Сайз, 1995.

Дитрих А., Юрман Г., «Почемучка». М, 1992.

Крейг А., Росни К.,» Наука энциклопедия» М. 1994

, «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995

«Физика для малышей». М. 1983

«Детское экспериментирование». Москва, 2003 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М., 2003.

, «Неизведанное рядом». М.,2005

«Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира». Владимир, ВОИУУ, 2001.

» Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»». Вопросы психологии. 1990 № 5.

Матюшкин A. M. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». Москва, 1972.

Приложение

Конспекты занятий.

Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды.

Цель. Развитие любознательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

- развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

Познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга;

На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование:

- подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;

Вода, лед в формочках;

Спиртовка;

Схемы построения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии Эксперименты:

1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике или на улице в морозный день.

2. Моделирование трех состояний вещества:

Взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;

Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;

Свободно распределиться по группе, как «газ».

3. Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таянья льда и разной скорости таянья.

https://pandia.ru/text/80/146/images/image006_38.jpg" align="left" width="252" height="204 src="> Задачи:

Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;

Развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве.

Материал и оборудование:

Ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушка и т. п.:

2 стакана с водой:

5 чайных ложек соли:

Камешки:

Сахар, соль, кристаллы марганцово – кислого калия:

Глубокая тарелка.

Эксперименты:

1. Игра «Тонет – не тонет». В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. Объяснить причину плаванья одних тел и опускания на дно других.

2. В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты (в соленой воде яйцо всплывает).

3. По рассказу «Хотела галка пить». Опускать камешки в воду и наблюдать, поднимается ли уровень воды в стакане.

4. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песка, затем соли, кристалликов марганца. Что происходит?

5. Сравнить вязкость воды и масла, опуская в них перышки, бусинки, кусочки фруктов и т. П. назвать вязкие жидкости: мыльный раствор и др.

6. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Имеет ли она запах?

7. Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки. Что произошло? Куда делась вода из тарелки? Какое свойство воды обнаружилось?

8. Составить схемы проделанных опытов.

Выводы:

1. Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.

2. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

3. Если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

4. В результате растворения в воде сахара, соли, кристаллов марганца получаются растворы (сладкий, соленый, марганцевый). Мы обнаружили еще одно свойство воды: растворитель.

5. Сравнение жидкости воды и масла показало, что масло более вязкая жидкость.

6. Чистая вода не имеет запаха, вода из - под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодами и т. п. Значит вода может иметь или не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.

7. Если в тарелку налить немного воды и подогреть, то вода испариться, превратиться в газ. Мы обнаружили, что при нагревании жидкость превращается в газ.

8. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Тема « Газ. Свойства воздуха»

Цель. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

- уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Эксперименты:

3. Накачать спущенную велосипедную шину. Что сделало ее упругой?

4. Опыт «Пузырьки – спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда маленькие кусочки пластилина. Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать. Объяснить полученные результаты.

5. Объяснить, почему круг для плаванья наполняют воздухом?

6. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

7. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Объяснить почему.

8. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Выводы:

1. Воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

3. Велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

4. Круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

5. Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху в шарике становиться тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Воздух, который был в стакане, не позволил намочить лист бумаги. Значит, стакан не пустой, а наполненный воздухом.

7. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Тема «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)».

Цель. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;

Закрепить представления о расширении тел при нагревании и использование этого свойства человеком;

Стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании (в термометре) и его возможной опасности;

- уточнить представления детей о горении, напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;

Сформировать представления детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;

Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно – следственные связи

Эксперименты:

1. Поставить пластмассовую открытую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

2. Измерить температуру горячей и холодной воды. Объяснить как работает термометр.

3. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения? Объяснить опасность пожаров.

4. Горящую свечу опускать и поднимать в проеме открытой двери. Объяснить, почему пламя свечи отклоняется внизу в сторону комнаты, а вверху – в сторону улицы.

5. Назвать основные виды осадков. Подумать: почему зимой выпадает снег, а летом дождь? Что происходит со снегом весной? Куда девается вода, выпавшая на землю?

Выводы:

1. При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит, при нагревании тела расширяются.

2. Термометр работает по принципу теплового расширения.

3. В результате горения от спички остался уголь, свеча оплавилась и парафин потек. После сжигания листьев, бумаги тоже остается зола. Огонь опасен во время пожара, он уничтожает дома, даже города. В домашнем очаге огонь приносит тепло и уют.

4. Холодный воздух в комнате опускается вниз и стелется по полу, а теплый – поднимается вверх, поэтому свеча отклоняется в комнату вниз, а в сторону комнаты – вверх.

5. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в легкий невидимый пар и поднимается вверх. Но чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее, и водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или мельчайшие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность Земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе.

Тема «Магнит и его свойства»

Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»:

Сформировать представления о свойствах магнита:

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Эксперименты:

1. « Рисует магнит». Данный эксперимент демонстрирует, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов различной формы.

Засыпать железные опилки в бумажный стаканчик. Положить магниты на стол. Накрыть магниты листком бумаги. Насыпать на бумагу тонкий слой железных опилок. Рассмотреть получившиеся узоры.

2. «Парящий самолет». Продемонстрировать детям, как с помощью магнита можно подвесить бумажный самолетик в воздухе.

Вырезать из салфетки крыло длинной 3 см. посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?

Выводы:

1. Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольного магнита оно всегда сильнее, чем посередине.

2. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к магниту. Сила притяжения магнита зависит от того, насколько упорядочены магнитные скопления атомов, которые ведут себя наподобие маленьких магнитов. До соприкосновения булавки с магнитом находящиеся в булавке атомы находились в беспорядке. Количество атомов, которые собираются в группки и выстраиваются в булавке по прямой линии, зависит от силы магнита. Как у магнита, так и булавки есть свойства магнита. Они с достаточной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подвешенном» состоянии

Тема «Электрический ток. Виды электричества.

Цель. Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «электричество», электрический ток;

Объяснить природу молнии;

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Эксперименты:

1. Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло?

2. «Электрическая расческа». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги (7 * 20 см). Нарезать на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край не тронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими). Приблизить расческу к бумажным полоскам, но не касаться их.

3. «Щелчок». Эксперимент проводиться для того, чтобы познакомить детей с тем, что заряженные частицы издают звук. Отрезать от салфетки полоску (3 * 20 см). Пластилином прикрепить скрепку к столу так, чтобы она была в вертикальном положении. Оберните шерсть вокруг пластика и быстро протащите пластик через ткань. Проделайте это три раза. Быстро поднесите кусок пластика к верху скрепки. Что услышите?

Выводы:

1. Волосы поднимаются вверх – наэлектризовались.

2. Бумажные полоски тянуться к расческе. Когда мы причесываемся, заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась волос, получила заряд. Бумажная полоска притягивается к расческе, потому что тоже имеет заряд.

Анастасия Сергеева

Как доступно объяснить ребенку физику, не выходя из кухни?

Если школьная физика для детей вдруг стала неподъемным грузом, помочь им смогут не только репетиторы, а и родители! Объясните ребенку физические явления на простых примерах, которые можно увидеть в повседневной жизни, проведите с ним какие-нибудь несложные физические опыты и эксперименты. Как это сделать - продемонстрируем далее, приведя в пример знакомые всем процессы, которые можно наблюдать даже у себя на кухне.

Преломление света

Первое, чем может быть интересна физика для детей - это оптические физические явления, в частности, преломление световых лучей. И если у вас на кухне стоит ваза с цветами, или прозрачная чашка с ложкой, то это явление в ней отчетливо наблюдается. Можно заметить, что опущенная в чашку чайная ложечка, проходя через воду, будто бы смещается и продолжается под водой уже под другим углом - выглядит так, словно ложка сломалась. Или другой пример: если в кастрюлю налить воду и положить на ее дно, допустим, горох, то он будет казаться больше, чем есть на самом деле.

Это и есть явление преломления света, когда световой луч, проходя через границу двух разных сред, меняет свое направление и угол падения. Причем угол падения тем больше, чем больше угол преломления. Но если луч света направлен к этой границе перпендикулярно, то преломление будет отсутствовать. В случае же с ложкой и чашкой, луч света проходит под острым углом из воздушной среды в водную, и вода выступает линзой, преломляющей световые лучи, отражаемые в ложке.

Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатное состояние - состояние вещества в определенных условиях, в конкретном диапазоне давления и температуры, которое определяет свойства вещества, его способность сохранять форму и объем, либо менять их. К таким состояниям традиционно относится твердое, жидкое и газообразное.

Но это звучит скучно, поэтому на помощь приходит физика для детей. Легко пронаблюдать за изменением агрегатных состояний можно на примере обыкновенной воды. Сначала проверьте ребенка: если пролить немного воды на пол и не вытереть, останется ли лужица там навсегда или нет? А что будет с водой, если ее поместить в холодильник? Это и есть агрегатные состояния вещества! Оказывается, такие привычные физические явления на кухне почти каждый день случаются у нас под носом.

А почему так происходит? Виной всему не волшебство, а физика! Вода - это жидкость, а жидкость - промежуточное состояние между твердыми и газообразными веществами. Твердое состояние, в данном случае лед, образуется, когда вода подвергается температуре замерзания (ниже 0°C), а газ - водяной пар - образуется при температуре кипения (100°C). При температуре же от 0°C до 100°C вода пребывает в жидком состоянии - а все потому, что межмолекулярное притяжение при таких отметках не настолько сильное, как в твердом состоянии, но и не такое слабое, как в газообразном.

Переход воды в пар, то есть испарение, происходит тогда, когда молекулы воды с открытой поверхности получают энергию - солнечную или от комнатной температуры, и начинают двигаться хаотично. Сила притяжения между ними слабеет. При понижении же температуры кинетическая энергия молекул опускается, и силы притяжения усиливаются.

Теплопроводность тел

Следующее физическое явление, которое рассматривает физика для детей на примерах из жизни - теплопроводность, то есть способность различных материальных тел к теплообмену, передаче энергии. Но как объяснить ребенку этот процесс? Да хотя бы на примере нагрева супа в кастрюльке, либо воды в чайнике!

Представим: мы поставили суп на плиту. Температура кастрюли начнет подниматься, и из-за разницы температур движение частиц будет усиливаться, что поспособствует передаче теплоты от огня к посуде, и от нагретой посуды - к супу. Но не у всех тел теплопроводность одинакова: например, металлы обладают более высокой теплопроводностью, нежели, допустим, древесина и воздух. Поэтому суп мы нагреваем в металлической кастрюле, чтобы он быстрее нагрелся - однако и остынет, он быстро. Однако, если мешать суп деревянной ложкой/лопаткой, то она будет медленно нагреваться, обладая малой теплопроводностью, но благодаря этому и остынет медленно.

Имеет физика для детей еще одну такую интересную штуку касаемо теплопроводности, как конвекция - такой вид теплопередачи, при котором энергия передается потокообразно, либо естественным, либо принудительным путем. То есть, когда супчик просто стоит на плите, он нагревается естественным путем, но когда его начнут помешивать ложкой - конвекция будет принудительной.

Диффузия

Диффузия - одно из самых интересных и понятных физических явлений, о которых может рассказать физика, но и оно порой бывает сложным для детей. А между тем мы постоянно наблюдаем за этим процессом в жизни, в частности, на кухне. Диффузией называют взаимное проникновение, смешивание двух веществ, схожих по структуре, до однородного состояния. Диффузия происходит благодаря кинетической энергии молекул тех веществ - именно она и приводит их в движение.

Один из самых доступных примеров диффузии жидкостей, которые знает физика для детей - заваривание чая в кипятке. Пусть ребенок бросит в воду чайный пакетик либо горсточку чайных листьев, не размешивая - тогда вы сможете понаблюдать, как чайная заварка смешивается с чистой водой. И чем вода горячее, тем быстрее будет происходить процесс смешивания.

А в твердых веществах примером для детей может стать засаливание овощей на зиму: кристаллики соли, попав в воду для будущего рассола, распадутся, образуя ионы хлора и натрия, которые со временем проникнут между молекулами засаливаемых овощей, будь-то помидоры, огурцы либо даже грибы. Этот тип диффузии - самый медленный.

Но быстрее всего происходит диффузия в газах. Дети точно знают, насколько быстро по дому распространяется вкусный запах маминой стряпни из кухни - именно так ароматы еды смешиваются с молекулами воздуха в помещении.

Закон Архимеда

Этот закон также называют законом гидростатики. Согласно ему, на тело, погруженное в жидкость, действует сила выталкивающая (сила Архимеда), которая равна массе жидкости, способной заполнить объем данного тела. Значит, тело с плотностью ниже, чем плотность жидкости, из нее вытолкнется, а с плотностью выше - погрузится и утонет, выталкивая при этом столько жидкости, сколько соответствует его объему.

Такая физика станет понятнее для детей, лишь только вы напомните им про приготовление пищи - например, про варку курицы. Чтобы сварить птицу, мама набирает не полную кастрюлю воды, а приблизительно три четверти, в зависимости от объема тушки. Когда же мы опустим курочку в воду, то заметим, как вода поднимается до краев посуды, гораздо ближе, чем была до этого. Закон Архимеда во всей красе!

А хотите узнать, как объяснить ребенку явление электромагнитной индукции, да еще и так, чтобы это было интересно и наглядно? Покажите ему этот ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Сегодня расскажу про олдскул-научпоп.
Можно ли говорить о такой сложной науке как физика, с детьми 5-8 лет? Доступны ли им такие физические понятия, как электричество, инерция, звук? Автор книги отвечает на эти вопросы утвердительно. В увлекательной форме он знакомит малышей с важными физическими явлениями и законами. Чтобы дошкольники хорошо усвоили физические понятия, о которых идет речь в книге, недостаточно прочитать ее. Главное - самостоятельные наблюдения и эксперименты, которые будут проводить малыши с помощью взрослых после чтения очередного раздела.

В свое время у меня, кристально чистого гуманитария, была твердая 4 по физике. Потому что именно "Физика для малышей" заложила азы так, что они запомнились надолго:) Да вы только названия глав прочитайте, это же песня! Сейчас эту книгу переиздали, но мне, если честно, старое оформление намного милее, несмотря на некоторые очевидные недочеты (например, текст на цветном фоне). Потрясающий синтез рисунков, кукольных персонажей и реальных фотографии.



Содержание:
1. Звук (О "дрожалке" и "пищалке". Спичечный телефон. Как звук сделать громче. Зачем зайцу длинные уши. Как увидеть свой голос. Почему поет пластинка. Как аукнется, так и откликнется.)
2. Свет (Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке. Первобытный фотоаппарат).
3. Теплота (Греет ли шуба. Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь).
4. Жидкости, газы и твердые тела (Почему взлетает воздушный шар. Почему дует ветер. Жидкие камни. Твердая вода. Почему идет дождь. Почему идет снег.)
5. Пространство и движение (Как в кино делают лилипутов. Как оживить солдатиков. Кто куда едет. Солнечные часы.)
6. Инерция и реактивное движение (Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником. Реактивная консервная банка. Реактивные игрушки. Игрушка, которая покорила космос. Зачем кораблю паруса. Старая мельница. Почему взлетает воздушный змей.
7. Электричество и магнетизм (Как добыть немного электричества. Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.)
К каждой главе есть вопросы и задания, информация для родителей. Книга награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Старую "Физику для малышей" можно купить у букинистов и скачать в сети.