Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении Искусство общения с родителями

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание : Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Ветер дует на…» (для детей 5-10 лет)

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга» (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет» (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание : Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички» (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание : Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка… гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.

Замечание : Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята» (для детей с 4 лет)

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

«Дотронься до…» (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание : Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинаешься с улыбки…» (для детей с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Комплименты» (для детей с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение :

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры» (для детей с 6 лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.

Замечание : Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«Строим ответ» (для детей с 7 лет)

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».

«Ворона» (для детей с 4 лет)

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,
Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.

«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?

«Тень» (для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Замечание :

  1. Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
  2. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Замечание :

  1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
  2. Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.

«Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание : Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Ветер дует на...» (для детей 5-10 лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга» (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет» (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание : Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички» (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание : Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.

Замечание : Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия, реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята» (для детей с 4 лет)

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

«Дотронься до...» (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание : Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинаешься с улыбки...» (для детей с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Комплименты» (для детей с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение :

    Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

    Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры» (для детей с 6 лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.

Замечание : Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«Строим ответ» (для детей с 7 лет)

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».

«Ворона» (для детей с 4 лет)

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?»

Затем: «А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.

«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у теленка?

    Есть ли клюв у поросенка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нем ошибки?

«Тень» (для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Замечание :

    Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

    Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

«Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Замечание :

    Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.

    Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.

«Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Замечание : Запрещенных движений может быть около 7.

«Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Гнездышко» (для детей с 4 лет)

Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.

«Передай мячик» (для детей с 4 лет)

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

Замечание : Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

«Зеркало» (для детей с 5 лет)

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

«Сиамские близнецы» (для детей с 6 лет)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет : Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

«Поводыри» (для детей с 6 лет)

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Юля Филимонова
Картотека игр для детей с трудностями в общении

Картотека игр для детей с трудностями в общении .

ИГРА «КЛУБОЧЕК»

Цель

Ход игры : Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (например :«Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д., тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку , то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей , испытывающих затруднения в общении , у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

ИГРА «НА КОГО ДУЕТ ВЕТЕР»

Цель : повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества.

Ход игры : Ведущий начинает игру со слов : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра» , «кто любит животных» , «кто много плачет» , «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

ИГРА «НАЙДИ ДРУГА»

Цель

Ход игры :Одному из детей завязывают глаза , дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

ИГРА «РУКАВИЧКИ»

Цель : повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества,

Атрибуты : Вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры

Ход игры : Ведущий раскладывает рукавички в разных местах комнаты, дети должны сначала отыскать себе одну рукавичку, а затем найти ей пару (т. е. найти ребенка с точно такой же рукавичкой) .

ИГРА «ЗЕРКАЛО»

Цель

Ход игры : Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

ИГРА «МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Цель : повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества, тревоги.

Ход игры : Дети делятся на покупателей и игрушки. «Покупатели» отходят в противоположный конец группы. «Игрушки» садятся на стульчики, изображая товар, расставленный товар на полках в магазине. Воспитатель– «Продавец» подходит к детям и спрашиваете каждого какой он хочет быть игрушкой. Они договариваются, как будет её изображать. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку изображает ребенок.

ИГРА «КТО ПРИШЕЛ К НАМ В ГОСТИ»

Цель : способствовать развитию самоуважения детей ; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам .

Ход игры : Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям : «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т. п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

ИГРА «КТО У НАС ХОРОШИЙ»

Цель игры : научить детей доброжелательному отношению друг к другу.

Оборудование : "голова лошадки на палочке"

Ход игры: (под русскую народную потешку "Кто у нас хороший?")

Игроки встают в круг. Водящий "садится верхом" на лошадку. Игра начинается :

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?

Сашенька (имя игрока) хороший, Сашенька пригожий.

Все игроки произносят эти слова, плавно делая взмахи руками в сторону водящего, который стоит в центре круга.

На коня садится, Конь под ним бодрится.

Водящий садится верхом на "коня" и подскакивает на месте.

Он по лугу едет, Луга зеленеют.

Хоровод движется по направлению вправо, а водящий верхом на "коне" скачет внутри круга в противоположном направлении.

К садам подъезжает, Сады расцветают.

Хоровод останавливается, игроки медленно поднимают руки вверх, делая "фонарики". Водящий скачет.

К дому подъезжает,

Машенька (имя другого игрока)

Встречает.

Игрок, которого назвали по имени, выходит в круг к водящему.

Люли – люл

Люли - люли!

Дети меняются местами. Игра продолжается.

Публикации по теме:

Формирование потребности в общении со сверстниками Формой общения между дошкольниками отличаются от тех которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерным.

Картотека игр для детей 3–5 лет Картотека игр детей 3-5 лет Воронина Н. М., воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 99 ОАО "РЖД" Дыхательная гимнастика «На турнике» И. п. стоя,.

Картотека опытов для детей 4–5 лет Песок 1 «Движущийся песок» В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крыш-кой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить.

Картотека «Пальчиковые игры для детей от 3 до 5 лет» Карточка №1 1. Упражнение ПАУЧОК Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце.

Картотека утренней гимнастики для детей 5–7 лет Сентябрь Комплекс №1 (с мячом большого диаметра) Ходьба в колонне по одному; бег врассыпную с остановкой в том месте, где застала их.

Цель:познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ

Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый

опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социально­го развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тя­нется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Очень серьезная и ответственная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педаго­гам, работающим в детских садах. Одна из главных задач, которая стоит перед воспитателями, - это формирование гуманного отношения к людям и коммуникативных спо­собностей детей. Особенно остро этот вопрос стоит при­менительно к «трудным» детям.

Уже в старшей группе детского сада существуют до­статочно устойчивые избирательные отношения. Дети на­чинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми для большин­ства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее пред­почитаемых детей, к которым тянутся остальные, назы­вают лидерами. Однако термин «лидерство» достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всем многообразии трактовок лидерства его сущность в ос­новном понимается как способность к социальному воз­действию, к руководству и управлению другими. Фено­мен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятель­ности . Но группа детского сада не имеет четких целей и задач, у нее нет общей, объединяющей всех членов дея­тельности. Вместе с тем не вызывает сомнений факт пред­почтения определенных детей, их особой притягательно­сти. Более адекватно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. По­пулярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством какой-либо деятельностью.

Положение ребенка в группе и отношение к нему свер­стников обычно выясняются социометрическими метода­ми, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

Приведем несколько примеров таких методик.


Два дома

Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой - малень­кий, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты пригласил бы пожить к себе, а кого посе­лил бы подальше от себя, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается. После окончания беседы ре­бенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Можно также использовать методику вербальных вы­боров. Старшие дошкольники (пяти-семи лет) уже могут достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе можно задать ребенку следую­щие вопросы:

С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем - нет?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей осо­бых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников, могут считаться популярными в данной группе.

Еще более уверенно дошкольники называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше.

Естественно, результаты этих детских выборов нельзя доводить до сведения других - сами дети не должны знать о степени своей популярности в группе. Однако дети, ко­торые получают наибольшее число отрицательных выбо­ров и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.

Интересно, что воспитатели детских садов далеко не все­гда могут правильно оценить степень популярности ребен­ка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность до­школьников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлека­тельные с точки зрения воспитателей дошкольники не толь­ко не являются популярными, но получают максимальное число отрицательных выборов.

Чем же определяется популярность ребенка среди свер­стников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства группы, а другие, наоборот, вызывают не­приязнь и отталкивание?


Игры для старших дошкольников,

Добрые волшебники

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ре­бенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он назы­вал грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Да­вайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непо­пулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдо­вать их, называя ласковым именем?»

Обычно дети с удовольствием вызываются быть доб­рыми волшебниками. По очереди они подходят к агрес­сивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Волшебные очки

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки.;. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ре­бенку, взрослый называет какое-либо его достоинство

(кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы ка­ждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшеб­ные очки и называют достоинства своих товарищей. В слу­чае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Комплименты

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо ска­зать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, по­обещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение про­водится по кругу.

Царевна Несмеяна

Взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассме­шить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Вы­играет тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех.

В качестве Царевны Несмеяны выбирается отвергае­мый, необщительный ребенок (лучше девочка), а осталь­ные всеми силами стараются ее развеселить.

Подарки

Перед игрой воспитатель готовит различные привлека­тельные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, косынки, мишуру, которые детям при­ятно было бы получить в подарок. Все это заранее раскла­дывается на специальном столе и закрывается тканью, что­бы дети раньше времени не обнаружили этого богатства.

В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый выбе­рет из вещей то, что ему понравится, положит в коробку, а потом подарит, кому захочет. Посмотрите, какие краси­вые подарки приготовлены для вас!» - говорит педагог. Он открывает приготовленные украшения и дает детям полю­боваться ими. Потом дети усаживаются на стульчики, ко­торые стоят спиной к столу с подарками.

Взрослый спрашивает одного из них, кому он хочет сде­лать подарок, дает ему коробку, с которой тот отправля­ется к столу. «Интересно, что выберет Петя (Саша, Оля и

др.) и кому он подарит свой подарок?» - говорит воспита­тель, обращаясь к остальным. И тут же объясняет важное правило игры: не подглядывать, что выбирает Петя, и не выпрашивать для себя подарки.

Потом ребенок с подарком в коробке подходит к тому, для кого этот подарок выбран. Торжественная передача происходит при активном участии взрослого, который по­казывает всем детям подарок, если нужно, помогает при­ладить украшение и подсказывает, что за подарок обяза­тельно следует поблагодарить.

Так по очереди все дети дарят подарки друг другу.

Как уже говорилось, главная задача этих и подобных игр - показать «трудным» детям, что все к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать им что-то приятное. Однако далеко не все агрессивные или замкнутые дети са­ми готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. Пускай эти дети сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что, когда они слышат приятные слова в свой адрес, когда другие хвалят их и дарят им подарки, они перестают баловаться и шу­тить и получают нескрываемое удовольствие. Поэтому лучше сначала делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчеркивать их достоинства. Такое вни­мание и признание сверстников рано или поздно вызывает ответную реакцию: ребенок станет полноценным участни­ком этих игр и начнет говорить приятные слова другим и делать им подарки. Переходным этапом может служить иг­ра «Конкурс хвастунов», где ребенок получает приз за то, что замечает достоинства своего сверстника.

Конкурс хвастунов

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвасту­нов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хоро­шие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше по­хвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют пре­имущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки - ре­альные эти достоинства или придуманные. Не важен так­же масштаб этих достоинств - это могут быть новые тапоч­ки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстника и смогли не только похвалить его, но и похвалиться им пе­ред другими. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль, значок). Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настро­енного ребенка интерес к сверстнику и явное желание най­ти у него как можно больше достоинств.

Следующая линия коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать свер­стников - их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребенок со­средоточен на себе, он обращает внимание на других де­тей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание такого ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наи­лучшим способом тут является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому уподоблению -важный шаг к становлению чувства общности и причаст­ности. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Вот некоторые из них.

Испорченный телефон

Игра для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ве­дущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он про­вел выходные дни, а после этого громко говорит всем де­тям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выход­ные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне расска­зал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом сво­ему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Воспитатель советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и неотвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать дру­гое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявит, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнива­ют, насколько изменился смысл передаваемой информации.

Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить цепочку» может взрослый. Начи­нать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная (например, «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают»).

Иногда дети специально, ради шутки, искажают со­держание полученной информации, и тогда можно кон­статировать, что телефон совершенно испорченный и ну­ждается в починке. Нужно выбрать мастера, который най­дет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

Зеркало

Перед началом игры проводится разминка. Воспита­тель становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физи­ческие упражнения, а дети их воспроизводят. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди вы­ступает перед остальными. Один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает ру­ки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, на­сколько хорошо работает зеркало.

Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает изображение или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Пока­зав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следую­щая демонстрирует свою зеркальность.

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нель­зя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две груп­пы, одна из которых изображает путников в горах, а другая -Эхо. Первая группа гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а зву­косочетания), например: «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т.д. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за оче­редностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разных местах комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроиз­вести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страш­но. Важно, чтобы оно в точности воспроизводило их.

Эту же игру можно проводить парами, по тому же сце­нарию, что и «Зеркало», которое может одновременно от­ражать не только движения, но и звуки.


Бабушка Маланья

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий «Бабушку Маланью» (на него можно надеть платочек или фарту­чек). Дети в кругу вместе с воспитателем начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными дви­жениями.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась

Жили в маленькой избушке за руки
Семь сыновей,

Все без бровей, Останавливаются и с помощью

Вот с такими ушами, жестов и мимики изображают то,

Вот с такими носами, о чем говорится в тексте: закры-

Вот с такими усами, вают руками брови, делают круг-

С такой головой, лые глаза, большой нос и уши,

С такой бородой. показывают усы и пр.
Ничего не ели,

Целый день сидели, Присаживаются на корточки
На нее глядели,

Делали вот так... Повторяют за ведущим любое

смешное движение

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или заплакать. Движе­ния могут сопровождаться возгласами, передающими на­строение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольст­вие от игры.

Волны

Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся стано­вится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят ку­пальщика, он превращается в волну, а в море ныряет сле­дующий.

Во многих играх, приведенных выше, детей объединя­ют не только одинаковые движения, но и общее настрое­ние, общий игровой образ. Такая общность чувств позво­ляет ощутить единство с другими, их близость и даже род­ственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненуж­ными защитные барьеры и создает общность детей. В сле­дующей игре такая общность переживаний создается осо­бенно ощутимо, потому что это чувство опасности.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 де­тей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается вы­красть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно использовать покры­вало или любую другую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некото­рое время угрожающе кружится над ними, а потом улета­ет. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуа­цию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувство­вать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, что­бы он получил возможность заботиться о других.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируют­ся всего лишь правилами игры, позволяют ребенку полу­чить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, по­мочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или усту­пить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведем несколько примеров таких игр, которые стиму­лируют взаимопомощь и заботу о других.

Такой игрой могут быть, например, салочки-выруча­лочки, описанные в предыдущей главе.

Живые куклы

Дети разбиваются на пары несколько необычным спо­собом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и най­ти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у тебя самого. Если это вызовет затруднения, можно им помочь. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните: когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой в его куклу - куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла бу­дет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку по­мыть кукле ручки, покормить ее, погулять с ней, но преду­преждает, что хозяин должен выполнять все капризы кук­лы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай про­должают играть сами. В следующий раз каждая пара мо­жет поменяться ролями.

Гномики

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он мо­жет загадать любое желание, которое когда-нибудь ис­полнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет зве­неть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Де­ти по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг ока­зывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо коло­кольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колоколь­чик, за что, естественно, получает благодарность товари­ща и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их со­чувствие и желание помочь.

На мостике

Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они на­ходятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье пе­рекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти од­новременно навстречу друг другу и перейти на противо­положную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за чер­ту, выбывает из игры (падает в пропасть).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу сво­ему партнеру и пропустит его вперед.
Старенькая бабушка

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на па­ры, в которых один берет роль бабушки (дедушки), а дру­гой - внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старень­кие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно убе­речь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной дея­тельности детей, где им нужно согласовывать свои дейст­вия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с со­вместной деятельности. Однако при враждебном, отчуж­денном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преиму­щества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не мо­жет их объединить. Как показывает опыт, общая продук­тивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в обще­нии, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего про­дукта. Однако приведенные выше игры способствуют на­лаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

Совместную деятельность лучше сначала организовы­вать в парах, где непопулярный ребенок имеет возмож­ность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объедине­нию, побуждает договариваться и согласовывать свои уси­лия. Причем деятельность должна быть не соревнователь­ного, а продуктивного характера.

Приведем несколько примеров возможных занятий.

Мозаика в парах

Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произ­ведение показывается всем остальным, и те пытаются до­гадаться, что изобразили авторы.

Рукавички

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рука­вичек должно соответствовать числу пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рука­вичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

Рисуем домики

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет."

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Есте­ственно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных ус­ловий. Важно только сохранить главную цель игр - побу­ждать к заботливому и внимательному отношению к свер­стникам. Побуждать не призывами и нотациями, а созда­вая конкретные житейские или игровые ситуации, в кото­рых внимание к другому является необходимым и естест­венным условием совместной игры. Очень важно также, что приведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает все по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценива­ние и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение. Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудно­стей в общении является не поощрение и порицание взрос­лого и не приобретение коммуникативных навыков, а фор­мирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематиче­ское проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.


Заключение

Мы рассмотрели некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию общения детей, могут сделать его более содержательным и выработать коммуникативные навыки. Однако значение данных игр этим не исчерпыва­ется. Пожалуй, главное заключается в том, что подобные

занятия способствуют развитию нормальных межлично­стных отношений между детьми. В отличие от общения, эти отношения не зависят от конкретной ситуации, или содержания разговора, или совместной деятельности. Они являются устойчивой внутренней характеристикой чело­века и во многом определяют нравственную ценность его личности. По мысли С.Л.Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, и то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким отношениям человек стремится и какие отношения он способен уста­навливать». Отношения к другим людям не только опре­деляют ценность личности, но и являются главным содер­жанием ее внутренней жизни, рождают наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, и во многом определяет его дальнейшую судьбу.

Межличностные отношения рассматривались в психо­логии как избирательные предпочтения, как представле­ния о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности и пр. Во всех случаях другой человек обычно рассматривается как внешний предмет (оценки, познания или воздействия). Од­нако такой подход, при котором один человек противо­стоит другому и выступает как предмет его действия (оценки или познания), не является адекватным для пони­мания человеческих отношений и достаточным для их описания. Дело в том, что другие люди являются не внеш­ней средой, предметно воспринимаемой человеком, но внутренним содержанием его жизни. Встреча с другим (а значит, и понимание, сопереживание, диалог) возможна лишь в силу того, что этот другой уже живет в сознании человека. Причем этот «внутренний другой» является не­обходимым основанием сознания и самосознания.

Сложность понимания и воспитания межличностных отношений людей заключается в том, что они основаны на двух противоречивых началах. В первом из них другой является противопоставленным, эмпирическим сущест­вом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества могут стать предметом познания, оценки или ис­пользования, поэтому данный аспект отношений можно назвать предметным (или частичным). Второе начало пред­полагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только

субъектом общения и обращения, где выступает как цело­стная личность. Поэтому данный полюс отношения может быть назван личностным (или целостным).

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «пере­текают» одно в другое. Очевидно, что человек не способен жить без познания, оценки и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведе­ны только к каким-либо конкретным функциям.

Отношение к другому неразрывно связано с отношени­ем человека к себе. Собственное Я также может воспри­ниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контек­сте, как правило, изучается самосознание ребенка, пони­маемое как «образ себя» или «самооценка». Однако дан­ное пониманиие не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное Я всегда является незавер­шенным, до конца не определенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, от­ношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осозна­ние себя и отношение к другому. Таким образом, отноше­ние к себе и к другому можно считать взаимодополни­тельными сторонами личности человека.

Развитие межличностных отношений ребенка можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал в отношении к себе и к другому. Изменение соотношения предметного и личностного на­чала в отношении к себе и к другому задают возрастные и индивидуальные варианты личностного развития ре­бенка.

Исследования возрастного развития отношения к свер­стнику на протяжении дошкольного возраста позволили выделить три основных этапа, каждый из которых отра­жает особенности развивающейся личности дошкольника.

В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не яв­ляется значимым другим для ребенка. В то же время его присутствие повышает общую активность и эмоциональ­ность малыша. С раннего возраста ребенок воспринимает ровесника не как физическое тело, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие предметы или черты, охотно воспроизводят движения другого малы­ша, подражают его звукам, хотя самого сверстника как бы

не замечают. «Смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребе­нок выделяет и объективирует свои отдельные качества.

В середине дошкольного возраста собственное Я ре­бенка конкретизируется в «предметных» проявлениях: его имущество, преимущества, умения, похвала взрослого на­чинают оцениваться посредством сверстника и «глазами сверстника». Возникнувшее внутреннее «предметное» от­ношение к сверстнику в этом возрасте проявляется в про­тивопоставлении себя другому и в конкуренции между детьми. Каждому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый умелый и красивый. Наи­более простой способ доказать это - сравнение себя с тем, кто рядом и кто так похож на него. Правда, при таком сравнении дети бывают весьма субъективны. Их основная задача - доказать свое превосходство. Для этого подходят и новые тапочки, и похвала воспитателя, и умение бегать или прыгать. Но за всем этим стоит: «Смотри, какой Я хороший». Однако, испытывая острую потребность в при­знании и восхищении других, дети сами не умеют и не хо­тят выражать одобрение своим сверстникам. Не стремятся они также и помогать Или уступать другим. У многих де­тей этот этап затягивается, а у некоторых остается на всю жизнь. От этого бесконечные конфликты и проблемы в от­ношениях с другими людьми.