Как правильно усваивать информацию. Как быстро и качественно усвоить информацию

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Все мы «студенты» - начиная с периода детского сада до конца университета или даже вполне зрелого возраста: любому взрослому человеку порой требуется освоить новый навык, повысить квалификацию старого или просто улучшить собственную производительность. И больше чем сам результат обучения - знания, для нас важны умение учиться и умение запоминать информацию. Эти два полезных навыка необходимо развивать: они помогают нам поглощать больше знаний, учиться более быстро и эффективно, сохраняя информацию в памяти их в течение многих лет.

Обучение - процесс, который, как правило, сосредоточен на конкретной теме, например, разделе психологии, алгебры, и часто сопряжен визуальными элементами: таблицами, схемами и т.д. Однако мы проводим слишком много времени в зубрежке и не предпринимаем попыток понять, как необходимо продуктивно учиться. И совершенно зря: некоторые общие стратегии полезны для улучшения успеваемости, другие - трудоемки и неэффективны.

За более чем 100 лет исследователи в области когнитивной психологии и эксперты в сфере образования разработали множество методов обучения - от тактики многоразового чтения заметок, сделанных во время занятий, и написания рефератов до интерактивных программ. Тем не менее, некоторые вузы, тренеры и педагоги игнорируют эти данные и не внедряют в практику доказано эффективные методы обучения. Ну, что ж, поскольку знания - это то, что в первую очередь нужно нам самим, рассмотрим лучшие стратегии обучения и запоминания информации, выбрав для себя лучшие.

Как усваивать информацию быстро и лучше

Обучающая методика считается эффективной, если она использует максимальное число каналов взаимодействий между учителем и учеником, а также затрагивает максимум аспектов дисциплины, будь то иностранный язык, программирование или йога . Весьма полезно, если при этом учитывается возраста человека, который использует свой опыт, свои возможности и свой наработанный уровень знаний для освоения новой информации. Кроме того, новые знания должны быть проверены в реальных ситуациях - на практике. Причем не так важно, в каком возрасте человек начинает обучение тому или иному предмету, гораздо важнее насколько часто он будет в этом тренироваться - и в каких условиях? Считается, что обучение наиболее эффективно- в группах: видно, что одни люди более успешны, чем другие, это повышает удовлетворенность процессом у первых и стимулирует вторых лучше понимать и запоминать. В итоге максимум достигает долгосрочных результатов.

Эксперты в области образовательной психологии определили пять максимально результативных обучающих методик и три, которые являются неэффективными потому, что они были полезны в слишком малом количестве ситуаций, либо потому, что их эффективность не подтвердилась в исследованиях. Эти пять подходов не являются панацеей - они эффективны для наиболее мотивированных. Однако эти методы увеличивают производительность каждого в ходе работы, обучения, сдачи экзаменов и… всей жизни.

Как усвоить большой объем информации для обучения

1. Самооценка : проверяйте себя. Самооценка является очень полезным инструментом обучения - практические тесты эффективны независимо от качества и количества усвоенной информации, возраста субъекта и интервалом между курсами обучения.

  • Как это работает? Студент выполняет оценочные тесты самостоятельно за пределами группы или аудитории. Однако это не должны традиционные тесты с «галочками», к которым привыкли на занятиях в школе. Например, вы можете использовать обучающие карты (на бумаге или в цифровом формате) ,вспомнить информацию или отвечать на вопросы в конце каждой главы в учебниках. Сотни экспериментов показывают, что самооценка повышает качество обучения и количество запоминаемой информации.
  • Когда использовать? Самооценка применима для запоминания любого типа информации, в том числе изучения иностранных языков (расширения словарного запаса, улучшения орфографии) или запоминания ботанических терминов. Эта практика даже помогает улучшить память у людей с болезнью Альцгеймера. Частые тесты самооценки являются особо эффективными, когда студент корректирует себя.
  • Это практично? Очень: самооценка отнимает немного времени и практически не требует никакой подготовки.
  • Как проводить? Можно оценивать себя по учебнику, отвечая на вопросы в конце глав, или задавая себе вопросы мысленно и сразу же отвечая на них. Эффективен метод самооценки с помощью системы «Cornell»: во время занятия нужно делать на полях заметки в форме вопросов или ключевых слов. Оставшись наедине, вы можете испытать себя, отвечая на вопросы (или объясняя ключевые слова).

2. Практика распределения. Эта методика очень полезна, но эффективна в долгосрочной перспективе (то есть ее нужно практиковать в течение долгого времени) независимо от типа информации, необходимой для запоминания, и возраста субъекта. Ее легко реализовать, и она успешно используется во многих обучающих программах.

  • Как это работает? В группе: ученики собираются и распределяются в группы: одни задают вопросы на тему свежего материала - другие отвечают. Затем меняются ролями. Непременно делитесь с другими, о том, что вы только что узнали.
  • Когда использовать? С трех лет и в любом возрасте. Практика распределения особенна эффективна, когда требуется расширить словарный запас иностранного языка, новые понятия и термины, и даже при изучении математики, практике музыки или хирургии.
  • Это практично? Да. Но вы должны планировать заранее тематику, а также избегать проволочек в ответах или длительных перерывов в обучении.
  • Как проводить? Короткие интервалы между сессиями и регулярное обучение буду максимально эффективны. Психологами было установлено, что производительность обучения повышается, когда время, отведенное на такие тренировки, составляет 10 до 20 % от времени всего занятия, которое предполагает усвоение новой информации.

3. «Спроси себя». Мы постоянно ищем объяснения всему вокруг нас, десятки раз за день задавая себе вопрос «Почему?» Используйте этот прием для облегчения процесса обучения. Умение задавать правильные вопросы и анализ полезны в случаях, когда вам не требуется обработка сложных данных: эффективность этой практики ограничена при изучении труднодоступных дисциплин.

  • Как это работает? С помощью техники «спроси себя», называемой еще анализом или самоопросом, студенты отвечают сами себе, например, такие вопросы, как «Почему возникла эта последовательность?» или «Почему это слово спрягается именно так?» Так вы выстроите причинно-следственные связи, которые дадут вам более полное понимание той информации, что вы изучаете, и она надолго осядет в вашей памяти.
  • Когда использовать? Если вы хотите узнать и запомнить конкретные факты, особенно если вы уже обладаете некоторыми знаниями по этому вопросу. Этот метод представляется достаточно эффективным, независимо от возраста и уровня подготовки. Однако, чем больше вы владеете темой - тем более эффективным будет самоопрос. Метод улучшает запоминание фактов, но не всегда облегчает понимание предмета. Он также неизвестно, как долго длится эффект такого способа запоминания информации.
  • Это практично? Да. Этот метод требует небольшой подготовки и занимает мало времени.

4. «Самообъяснение». Объясняйте себе материал - это обеспечит вам полное понимание того, чему вы только что научились. «Самообъяснение» (или «автообъяснение») умеренно полезно: эта методика работает при обучении различным предметам, но насколько длительное ее воздействие, неизвестно.

  • Как это работает? Ученики объясняют себе, как то, что они узнали, связано с тем, что они уже знали до этого: «Какую пользу эта информация несет для меня?» или «Как эта информация связана с тем, что я уже знаю?» Как и самоопрос, «самообъяснение» помогает интегрировать новую информацию с предыдущими знаниям - говоря образно, монтирует кирпичики новой информации в монолитную стену знаний.
  • Когда использовать? «Самообъяснение» эффективно для молодого возраста - от детского сада до первых курсов университета. Этот метод частично помогает решать проблемы в области математики, с запоминанием текстов и разработкой стратегий игры в шахматы. Также самообъяснение позволяет маленьким детям запомнить основы базовых дисциплин.
  • Это практично? Не совсем: некоторые исследования показывают, что этот метод увеличивает время обучения на 30-100%.

5. Переменная практика. «Смешайте яблоки и апельсины» - чередуйте информацию, которую надлежит запомнить. Переменная практика умеренно полезна - она позволяет переключиться, отдохнуть и тем самым облегчает обучение, в частности, запоминание математических данных, а также стимулирует интеллект.

  • Как это работает? Нужно изучать один предмет, прежде чем приступить к следующему - на совершенно другую тему. Чередование «сабджектов» стимулирует выбрать для себя оптимальный порядок предметов в процессе занятий и учит эффективно сравнить различные типы проблем.
  • Когда использовать? Когда дисциплины очень похожи: сопоставление фактов помогает определить их отличия или сходство и таким образом лучше запомнить больший массив информации. Переменная практика более полезна для тех, кто уже имеет определенный уровень знаний. Ее производительность также зависит от содержания: метод показал эффективность в изучении алгебры, но был малорезультативен при обучении иностранному языку.
  • Это практично? Да: переменная практика не требует инструкций учителя. Последние исследования показывают, что переменная практика достаточно эффективна: студенты, чередовавшие в процессе учебы различные типы информации или проблемы, лучше сдавали экзамены. Однако несколько исследований, оценивавших эту технику, все же дали отрицательные результаты.

Как запоминать информацию: методы, которые не работают

А вот эти методы, хоть и практиковались в школах и институтах на протяжении веков, не являются ни полезными, ни эффективными - усилия, вложенные для обучения по их правилам, будут пустой тратой времени. Так, к примеру, оказались нерезультативными и трудоемкими рефераты и мнемонические техники. Наоборот: они энергозатратны, отнимают много времени, хотя могут и давать результаты на какой-то период. Не тратьте на них свое время и силы, применяйте другие стратегии, такие как анализ, самооценка и «автообъяснение».

1. «Перечитать». Большинство студентов делали это - перечитывали то, что задали. Толку от этого мало: воспроизведение никак не потенцирует понимание. Перечитывание бездумно и дает плохие результаты. К тому же это скучное занятие отвлекает от более эффективных стратегий.

2. «Выделить» . Стандартные отметки - без анализа и размышлений - не дают результат. Подчеркнуть - это быстро и легко, но это никак не улучшает производительность. Мало того, данный метод будет вреден для выполнения определенных задач: он врывает информацию из контекста и мешает связать текст в единую логическую цепочку. Впрочем, выделение или подчеркивание может быть первым шагом к успеху - только если акцентированная информация затем сразу же используется на практике.

3. Мнемотехники - разрекламированный метод, предполагающий воссоздание из текстов ментальных образов. Согласно правил мнемотехники нужно воссоздавать из каждого прочитанного пункта мысленные изображения. Научно не доказано, что мнемотехники полезны для запоминания информации. Научные исследования этого метода дают противоречивые результаты, особенно относительно долгосрочных эффектов. Тем не менее, приемы мнемотехники могут оказаться полезными для расширения словарного запаса иностранного языка, запоминания определения трудных слов (например, медицинской терминологии). Правда, они не будут эффективны в долгосрочной перспективе.

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:"Законы памяти"

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует: